4 мая 1977 года вышел "The Beatles at the Hollywood Bowl" - концертный альбом с песнями, исполнявшимися во время выступлений в концертном зале Голливуд-боул в Лос-Анджелесе 23 августа 1964 и 29-30 августа 1965 года. На обложке альбома - статья Джорджа Мартина:
Over twelve years ago the Beatles appeared for the first time at the Hollywood Bowl in Los Angeles. It was not long after they had made their first impact on the United States, but already two years after I had signed them to a record contract for EMI. Frankly, I was not in favor of taping their performance. I knew the quality of recording could not equal what we could do in the studio, but we thought we would try anyhow. Technically, the results were disappointing; the conditions for the engineers were arduous in the extreme. The chaos, I might almost say panic, that reigned at these concerts was unbelievable unless you were there. Only three track recording was possible; the Beatles had no told back speakers, so they could not hear what they were singing, and the eternal shriek from 17,0000 healthy, young lungs made even a jet plane inaudible.
A year later, in 1965, John, Paul, George and Ringo appeared again at the Hollywood Bowl and again Capitol taped the show for posterity. And there the tapes remained for over a decade. Neither the boys nor I considered they should be used because they consisted of titles that had already been issued as studio recordings. We often spoke of making a live recording, and in fact the ill-fated “Let It Be” album began as an attempt to make a live record of new material.
It was with some misgivings therefore that I agreed to listen to those early tapes at the request of Bhaskar Menon, Capitol’s president. The fact that they were the only live recordings of the Beatles in existence (if you discount inferior bootlegs) did not impress me. What did impress me, however, was the electric atmosphere and raw energy that came over.
And so, together with my recording engineer, Geoff Emerick, I set to work to bring the performance back to life. It was a labor of love, for we did not know if we could make them good enough for the world to hear let alone John, Paul, George and Ringo.
We transferred the vintage three track tapes to modern multi-track, remixed, filtered, equalized and generally polished the tapes. Then, by careful editing from the two performances, we produced the performance that you hear now. Obviously there has been no redubbing; all the voices and instruments are the original performance (some of the vocal balances, with three singers on one track are evidence enough). But it is a piece of history that will not occur again.
Those of us who were lucky enough to be present at a live Beatle concert - be it in Liverpool, London, New York, Washington, Los Angeles, Tokyo, Sydney or wherever - will know how amazing, how unique those performances were. It was not just the voice of the Beatles; it was expression of the young people of the world. And for the others who wondered what on earth all the fuss was about, the album may give a little clue. It may be a poor substitute for the reality of those times, but it is now all there is. In the multiplatinum, sophisticated world we live in today, it is difficult to appreciate the excitement of the Beatles breakthrough. My youngest daughter, Lucy, now nine years old, once asked me about them, “You used to record them, didn’t you, daddy?” She asked, “Were they as great as the Bay City Rollers?”. “Probably not,” I replied. Some day she will find out.
Those who clamour for a Beatle reunion cannot see that it can never be the same again. The boys in their own way gave a great deal of their lives to us by being Beatles, and now they have found their own individual selves. Good luck to them. I am very proud to have been part of their story. Thank you John, Paul, George and Ringo.
George Martin
Более двенадцати лет назад «Битлз» впервые выступили в Голливуд-боул в Лос-Анджелесе. Это было вскоре после того, как они впервые заявили о себе в Соединенных Штатах, но уже через два года после того, как я подписал с ними контракт на запись для EMI. Честно говоря, я был против записи их выступления. Я знал, что качество записи не может сравниться с тем, что мы могли бы сделать в студии, но мы думали, что все равно попытаемся. Технически результаты были неутешительными; условия для инженеров были крайне тяжелыми. Хаос, я бы даже сказал панику, царившую на этих концертах, было невозможно вообразить, если ты не был там. Возможна была только трехдорожечная запись; у «Битлз» не было сценических мониторов, поэтому они не могли слышать, что поют, а нескончаемый визг 17 000 здоровых молодых легких заглушил бы даже реактивный самолет.
Год спустя, в 1965 году, Джон, Пол, Джордж и Ринго снова появились в Голливуд-боул, и Capitol снова записали шоу для потомков. После этого ленты пролежали на полке более десяти лет. Ни парни, ни я не считали, что их следует использовать, потому что они состояли из песен, которые уже были выпущены в виде студийных записей. Мы часто говорили о записи вживую, и на самом деле злополучный альбом «Let It Be» начинался как попытка записать вживую новый материал.
Поэтому я с некоторыми опасениями согласился прослушать эти ранние записи по просьбе Бхаскара Менона, президента Capitol. Тот факт, что это были единственные существующие живые записи Битлз (если не принимать во внимание низкокачественные бутлеги), меня не впечатлил. Что меня, однако, впечатлило, так это наэлектризованная атмосфера и необузданная энергия.
Итак, вместе с моим звукоинженером Джеффом Эмериком я принялся за работу, чтобы вернуть эти выступления к жизни. Это был труд любви, потому что мы не знали, сможем ли мы сделать их достаточно хорошими, чтобы их услышал мир, не говоря уже о Джоне, Поле, Джордже и Ринго.
Мы перенесли винтажные трехдорожечные ленты на современное многодорожечное оборудование, сделали ремиксы, отфильтровали, выровняли спектры и в целом отполировали записи. Затем путем тщательного монтажа двух выступлений мы создали представление, которое вы слышите сейчас. Очевидно, что наложений не было; все голоса и инструменты — оригинальное исполнение (баланс голосов в отдельных местах с тремя певцами в одном канале служит достаточным доказательством). Но это часть истории, которая больше не повторится.
Те из нас, кому посчастливилось присутствовать на живом концерте Битлз — будь то в Ливерпуле, Лондоне, Нью-Йорке, Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Токио, Сиднее или где-то еще — знают, насколько удивительными и уникальными были эти выступления. Это был не просто голос Битлз; это было самовыражение молодых людей всего мира. А тем, кто задается вопросом, из-за чего была вся эта суета, альбом может дать небольшую подсказку. Это может быть плохой заменой реальности тех времен, но теперь это все, что есть. В мультиплатиновом, утонченном мире, в котором мы живем сегодня, трудно оценить восторг от прорыва «Битлз». Моя младшая дочь Люси, которой сейчас девять лет, однажды спросила меня о них: «Ты их записывал, правда, пап?» Она спросила: «Они были так же хороши, как Bay City Rollers?». — «Наверное, нет», — ответил я. Когда-нибудь она узнает.
Те, кто требуют воссоединения Битлз, не могут понять, что они уже никогда не будет прежними. Парни по-своему отдали нам значительную часть своей жизни, будучи Битлз, и теперь они нашли свои собственные пути. Удачи им. Я очень горжусь тем, что был частью их истории. Спасибо, Джон, Пол, Джордж и Ринго.
Джордж Мартин
The Beatles - "A Hard Day's Night" (John Lennon, Paul Maccartney), 23 августа 1964 года:
The Beatles - "Twist and Shout", "She's a Woman", "I Feel Fine", "Dizzy Miss Lizzy", "She's a Woman", "Can't Buy Me Love", "I Wanna Be Your Man" - фрагменты песен, 29 августа 1965 года:
The Beatles - "Twist and Shout", "She's a Woman" и вопящие зрители - из новостей ABC. 30 августа 1965 года: